Синдром Аспергера представляет собой нарушение развития, для которого характерно проявление трудностей в общении. Пациенты с синдромом Аспергера испытывают сложности в социальных отношениях, а их модель поведения и образ мыслей могут быть повторяющимися. Как правило, дети и подростки с синдромом Аспергера неплохо успевают в школе и общаются со сверстниками. Однако им трудно понять социальные ситуации и тонкие формы общения, такие как язык тела, юмор и сарказм. Они также могут много думать и говорить на одну тему или об одном или заниматься только ограниченным кругом дел. Эти интересы могут стать навязчивыми и мешать повседневной жизни. Мальчики страдают синдромом Аспергера в 3-4 раза чаще, чем девочки. Большинство случаев состояние диагностируется в возрасте от 5 до 9 лет, а некоторые - уже в 3 года.
Для диагностики синдрома Аспергера применяются следующие исследования:
- Осмотр у психиатра или невролога необходим для оценки поведения, когнитивных функций и социальных навыков пациента, выявления характерных для синдрома Аспергера особенностей, таких как трудности в общении и ограниченные интересы.
- Нейропсихологическое тестирование проводится для оценки когнитивных способностей, уровня интеллекта, внимания и исполнительных функций, что помогает выявить типичные особенности мышления и восприятия при синдроме Аспергера.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) используется для исключения эпилептической активности, которая иногда может сопровождать расстройства аутистического спектра, в том числе синдром Аспергера.
- Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга применяется для исключения органических повреждений мозга, которые могут проявляться сходными с синдромом Аспергера симптомами.
- Генетическое тестирование проводится для исключения генетических заболеваний или мутаций, которые могут быть связаны с проявлениями синдрома Аспергера или аутизма.
- Анализ сенсорной интеграции может быть проведён для оценки нарушений восприятия и обработки сенсорной информации, которые часто встречаются у людей с синдромом Аспергера.
В большинстве случаев, МРТ головного мозга выбирается как первичный метод диагностики. Если результаты исследования носят тревожный или неясный характер, дополнительно назначается:
- Электроэнцефалография (ЭЭГ)
Признаки синдрома Аспергера
Дети с синдромом Аспергера демонстрируют плохое социальное взаимодействие, навязчивые состояния, странные формы речи, ограниченную мимику и другие своеобразные манеры. Они могут иметь навязчивый распорядок дня и проявлять необычную чувствительность к сенсорным стимулам. Хотя все дети с синдромом Аспергера разные, их отличают необычные социальные навыки и навязчивые интересы. У ребенка с синдромом можно наблюдать один или несколько из следующих симптомов:
- неадекватное или минимальное социальное взаимодействие
- разговоры, которые почти всегда вращаются вокруг себя или определенной темы, а не вокруг других
- плохое понимание эмоций
- недостаточная выраженность эмоций
- речь, которая звучит необычно, например, плоско, высоко, тихо, громко или роботизированно
- неиспользование или непонимание невербальной коммуникации, такой как жесты, язык тела и мимика
- интенсивная одержимость одним или 2-мя конкретными, узкими объектами
- расстройство из-за любого незначительного изменения в распорядке дня
- легкое запоминание необходимой информации и фактов
- неуклюжие, нескоординированные движения, включая изменение почерка
- сложности в управлении эмоциями, иногда приводящие к вербальным или поведенческим вспышкам, самоповреждающему поведению или истерикам
- неспособность понять чувства или точку зрения других
- повышенная чувствительность к свету, звукам и текстурам.
У детей с синдромом Аспергера часто не наблюдается задержки в развитии речи. У них хорошие грамматические навыки и расширенный словарный запас, но они также склонны к буквальному пониманию. Им трудно использовать язык в социальном контексте. В их когнитивном развитии может не быть никаких явных задержек. У пациентов могут быть нарушения в концентрации внимания и организованности, но обычно у них средний уровень интеллекта.
В чем разница между синдромом Аспергера и расстройством аутистического спектра?
Название синдрома Аспергера официально изменено, но многие пациенты по-прежнему используют термин "синдром Аспергера", когда говорят о состоянии. Симптомы синдрома Аспергера теперь включены в состояние, называемое расстройством аутистического спектра. Эти 2 синдрома, по большей части, одинаковы.
Причины синдрома Аспергера
Причины синдрома Аспергера неизвестны. Возможно, здесь играет роль генетика и аномалии мозга.
Известно лишь то, что синдром Аспергера не является результатом воспитания ребенка. Синдром Аспергера - это нейробиологическое расстройство, то есть это просто часть развития мозга ребенка, причины которого до конца не изучены.
МРТ и ЭЭГ в диагностике синдрома Аспергера
Как уже упоминалось выше, синдром Аспергера больше не диагностируется как самостоятельное заболевание. Он является частью ряда заболеваний, входящих в расстройство аутистического спектра. Если родители обеспокоены социальным развитием ребенка, необычным и странным поведением, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом. Врачи задают родителям множество вопросов о развитии ребенка, его текущих навыках. Они пообщаются с ребенком и проведут обследования, чтобы оценить, какие симптомы проявляются у него при взаимодействии с другими. Они также оценят языковые и интеллектуальные способности ребенка. Врач может задать вопросы или назначить анализы, чтобы убедиться в отсутствии других медицинских заболеваний у ребенка.
Синдром Аспергера может быть трудно диагностировать. Иногда это состояние путают с другими заболеваниями, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, обсессивно-компульсивное расстройство или оппозиционно-вызывающее расстройство. Обязательная оценка социальных и коммуникативных навыков, поведения и мышления ребенка, а также того, как эти симптомы развивались с течением времени, поможет врачу поставить правильный диагноз.
МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга - это метод диагностики, который использует магнитные поля и радиоволны для создания изображений внутренних органов и тканей. При синдроме Аспергера МРТ может быть назначена для:
-
Исключения других возможных причин симптомов, таких как эпилепсия, головная травма или другие нарушения мозга.
-
Изучения структуры мозга и выявления отличий от типичной нормы, что может помочь понять биологические основы расстройства и помочь в его диагностике.
-
Изучения активности мозга во время выполнения заданий, чтобы определить, какие участки мозга связаны с функционированием при синдроме Аспергера.
МРТ головного мозга может быть полезна для уточнения диагноза синдрома Аспергера и помочь понять биологические основы этого расстройства.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) - это метод диагностики, который изучает электрическую активность мозга путем измерения электрических сигналов, генерируемых мозгом. При синдроме Аспергера ЭЭГ может быть назначена для:
-
Изучения электрической активности мозга, чтобы выявить возможные изменения в работе мозга при синдроме Аспергера. Некоторые исследования показывают, что у пациента может быть изменена электрическая активность в определенных участках мозга, что может свидетельствовать о функциональных отклонениях.
-
Определения наличия судорожной активности мозга, которая может быть связана с синдромом Аспергера. У некоторых пациентов могут быть судороги или эпилептические приступы.
-
Изучения эффективности терапии при синдроме Аспергера. Некоторые исследования показывают, что улучшения в работе мозга могут быть отмечены после терапии, и ЭЭГ может использоваться для измерения этих изменений.
Список медицинской литературы:
- Акжигитов Р.Г. Шизотипическое личностное расстройство, вопросы диагностики, клиники и лечения //Российский психиатрический журнал. 2001,- № 6. - С. 51-54.
- Бобров А.Е., Сомова В.М. Ранние исходы синдрома Аспергера// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова,- 2013. - № 8. - с.19-25.
- Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. 1991.-53 с.
- Микиртумов Б.Е.Аутизм: история вопроса и современный взгляд. Н., 2012. -190 с.
- Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16РР - версия А (187 вопросов) [А. В. Батаршев - Диагностика пограничных психических расстройств личности, 2003, -с.101 - 131];
Часто поражение мозга имеет характерный внешний вид, который поможет нейрохирургу или неврологу определить его причину. Иногда причину аномально выглядящей области невозможно диагностировать только по снимку, и тогда могут потребоваться дополнительные или последующие исследования.
Обследование головного мозга - это сложная диагностическая задача для любого специалиста. Он надежно спрятан под черепными пластинами, поэтому в большинстве случаев доступен только для неинвазивных методов диагностики. В арсенале врачей есть следующие способы оценить различные аспекты анатомии и функции мозга:
Магнитно-резонансная томография позволяет визуализировать всевозможные участки человеческого тела и незаменима во многих случаях в диагностике неврологических заболеваний, а вот как часто можно делать МРТ, мы поговорим в этой статье. МРТ и МСКТ диагностика (компьютерная томография) - это разные по своим физическим принципам исследования.
В каких случаях врач должен назначить Вам МРТ головного мозга, а в каких ЭЭГ, и что из них лучше - обо всем этом подробнее мы поговорим в этой статье. Когда принимается решение о той или иной форме диагностики, доктор исходит из нескольких факторов: цель обследования и первичный диагноз;